Школа йоги Сурья

Как появилась йога?

Точно не известно, как возникла Йога. Существует несколько легенд, и все они связаны с именем Шивы. По одной легенде, Шива подарил йогу миру, исполняя свой мистический танец, позы которого трансформировались в асаны.
Другая легенда гласит, что однажды Шива и его супруга Парвати сидели на берегу океана. Парвати спросила у мужа, что за ожерелье он носит на груди. Ожерелье было из человеческих черепов. Шива ответил, что это ее черепа – в каждой из бесчисленных реинкарнаций Шива находил Парвати в различных телах и пытался обучить осознанности. Он рассказывал супруге о Йоге, как способе достичь Бессмертия. Но каждый раз она не дослушивала до конца и засыпала. На этот раз произошло так же.
Когда Парвати уснула, Шива воскликнул: ну кто-то же меня слышал? Из пучин океана – донесся голос – «Да». Это был Матсиендра – Йог, принявший обличье Рыбы и слышавший весь рассказ Шивы.
По другой легенде Матсиендра, имя которого означает «повелитель рыб», сидел внутри гигантской рыбы. Это был рыбак из Камарупы. Услышав наставления Шивы, Матсиендра провел в чреве рыбы 12 лет, занимаясь практикой йоги. Освоив йогу, переданную ему Шивой таким необычным образом, Матсиендра передавал эти знания живым существам в течение 500 лет.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Адинатха (Шивы) назван Матсиендра.
 
Самые древние упоминания о йоге
Само слово «йога» трактуется и переводится по-разному. Оно может иметь значения: «соединение», «контроль», «узда», «сдерживание». Эти значения могут иметь отношение к состоянию сознания, то есть – удержание контроля, освобождение от вритти (волнений ума). Также это может иметь отношение и к физическому телу – контроль над ним, обуздание болезней, избавление от заболеваний методом планомерных и регулярных усилий.
Йога упоминается в древнейших писаниях – Ведах, Упанишадах, а также в Бхагавад Гите. В этих текстах не дается четкое определение Йоги, скорее, это символические описания.
Так, в Бхагавад Гите Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. «Когда мысли поток обуздан…, когда муж успокоил желанья – он тогда именуется «йогин»… Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, …пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить. Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает».
В Катха Упанишаде йоге дается такое объяснение: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».
 
Сутры Патанджали
Тем не менее, среди множества концепций Йоги существует одна, принятая за классическую. Эта концепция была разработана мастером ума (некоторые говорят даже святым), великим индийским мыслителем и мудрецом Маха-риши Патанджали. Он взял на себя ответственность описать Йогу согласно собственному пониманию, обобщив накопившийся вековой опыт традиции, и создал первый труд,  в котором систематизированы понятия и методы Йоги.
Свой труд он назвал «Йога Даршана» (слово «даршана», видимо, происходит от корня «дриш» и обозначает «видеть»). В наши дни этот трактат больше известен как «Йога Сутры». Патанджали, обладая тонким умом и склонностью к систематизации, понимал суть системы и изложил свое видение Йоги в 196 шлоках. Во второй шлоке мудрец дал определение Йоге, как уникальному состоянию сознания человеческого существа. Таким образом, все методы, описанные дальше в «Йога Даршане», должны использоваться для достижения этого состояния, названного Патанджали «читта вритти ниродхах».
Некоторые эксперты говорят, что Патанджали жил во 2 веке до н.э., другие говорят, что около 50 года н.э., есть и такие, которые утверждают, что он жил 5000 лет назад. Вместе с тем, один из наших учителей, обладающий паранормальным восприятием и имеющим способность считывать данные с информационного поля Земли., твердо сказал, что мудрец Патанджали написал свой труд в период около 400 года до н.э.
Как бы то ни было, на учение Патанджали опирается сейчас множество школ Йоги, в том числе и Хатха Йоги. Дело в том, что Патанджали описал Раджа Йогу, а Хатха является инструментом достижения состояния Раджа Йоги. Об асанах – той части садханы (пути самосовершенствования), с которой у большинства жителей нашей страны ассоциируется Йога – мудрец сказал лишь, что она должна быть устойчивой и удобной. А, как известно, таковой она будет при ровном позвоночнике.
Первым же известным в настоящее время источником Хатха Йоги, где описываются асаны, является труд «Гхеранда Самхита» написанный в 300-400 годах нашей эры. В трактате сказано, что Шива оставил описание 84 асан, из которых людям в этом мире следует практиковать 32. Ценные сведения о садхане встречаются также в более поздних трактатах – «Шива Самхита» и «Хатха Йога Прадипика».


Автор статьи, главный редактор журнала "Йога", Таня Танская.